ВСТРЕЧА С МУЗЫКОЙ ОКАЗАЛАСЬ НЕОБЫЧНОЙ
Итак, мне довелось побывать на первой в этом сезоне «Музыкальной субботе», которую подготовили и провели замечательный музыковед Ольга Мойсеевич и талантливая пианистка… Хотя нет, это для неё слишком мало – горячий, можно даже сказать, неистовый музыкальный пропагандист Ребекка Магомедова.
Должен сознаться, что название встречи « Почему мы все музыкальны?» заставило меня улыбнуться. «Неужели О. Мойсеевич, с её-то опытом преподавания музыки, всерьёз считает, что музыкальны – все?» Разумеется, я давно знал, что дети, в отличие от взрослых, музыкальны действительно все – других и не встречал. Но, судя по названию (в коем угадывался некий философский подтекст), встреча-то была рассчитана на взрослую аудиторию!
Однако «начинка» рассказа, его воистину блестящий сюжетный ход, придуманный авторами этого удивительного представления (иначе эту встречу и не назовёшь), вызвал у меня настоящий восторг. Скажу больше – у меня как у коллеги этих прекрасных профессионалок просто слюнки потекли от зависти.
О, это было именно «представление». Во всех смыслах этого слова. Потому что нам показали, как рождается музыка. И представили это нам так, что мы действительно ПРЕДСТАВИЛИ себе этот процесс наглядно!
Вот, скажем, такой эпизод встречи. Вначале Ребекка исполнила нам знаменитую до-мажорную прелюдию Баха из "Хорошо темперированного клавира", а спустя минуту на наших глазах (и самым волшебным образом) родилось новое произведение – знаменитая «Ave Maria». А возникло это новое произведение потому, что французский гений Шарль Гуно спустя примерно сто лет после Баха сочинил такую мелодию, которая сумела зазвучать одновременно и в полном согласии с той самой прелюдией Баха, навсегда слившись с ней.
Это чудо рождения музыки выглядело необычайно эффектно. Ребекка вновь заиграла ту же прелюдию Баха (в другой тональности), и тут откуда-то из темноты возникла наша оперная звезда Ольга Сосновская с пением этой дивной мелодии Гуно. При этом солистка находилась не на сцене, откуда вёлся рассказ (такова особенность зала "Югора"), а в некотором отдалении от публики, и это обстоятельство (в том числе) тоже способствовало ощущению чуда. А главное, что чудо это оказалось не просто сюрпризом (как и любое чудо) – а в контексте данной встречи ещё и Явлением. И… что там говорить? Волшебный голос Сосновской, слившийся с бессмертной молитвой Баха-Гуно, унёс всех нас в небеса… Музыкальное представление продолжилось другим экспериментом, теперь уже более смелым – в каком-то смысле, даже дерзким.
Пианистка сыграла небольшой ряд нот ровными долями. А затем вместе с ведущей они принялись эти ноты организовать ритмически. В процессе «строительства» (или «лепки») эти ноты принимали обличья то вальса, то марша, то ещё чего-то. Постепенно (и опять-таки на наших глазах), эта «выпрямленная», было, мелодия, причудливо меняя свои очертания, превратилась в… гениальную тему Сонаты Моцарта. Каковая (в объёме экспозиции) и прозвучал в качестве итога сотворчества авторов музыкального представления не с кем-нибудь – с самим Моцартом!
Встреча, сопровождавшаяся видеозаписями и слайдами, продолжалась всего час, но музыкальной информации за этот час слушатели получили много. Поначалу мне даже показалось, что чересчур. Но… Я знаю, что «чересчур», это когда скучно. А скучно не было. Главный вывод после минувшей встречи я бы сформулировал так: в названии этой музыкальной субботы вопросительный знак оказался лишним. Ведь музыкальное представление безусловно доказало присутствующим, что все они действительно музыкальны.
Что, собственно, и требовалось доказать.
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: http://www.bnkomi.ru/blog/post-683/ http://www.bnkomi.ru/blog/post-683/
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23.09.2012
Comments