top of page

Мистические видения в тумане музыки Дебюсси



Зал театра – волшебное место. Вот-вот должен начаться концерт. Собираются зрители. Все больше людей занимают места в зале. Первый звонок, второй. Гул разных голосов усиливается, свободных кресел все меньше и меньше. Третий звонок. Ожидание... Темнота. Зал замер. Занавес, озаренный фиолетовым светом, наконец, открывается. На сцене темно и пусто. Лишь синий свет софитов освещает блестящую поднятую крышку рояля и окружающий его туман, который словно становится осязаемым под лучами прожекторов. Из глубины сцены доносится приглушенное таинственное звучание оркестра. Так началась завораживающая мистерия, посвященная Клоду Дебюсси, крупнейшему представителю музыкального импрессионизма.

Концерт на площадке Театра оперы и балета открылся первой сценой из единственной завершенной оперы композитора. Главные герои еще только встретились, а музыка уже полна тревожной предопределенности момента «начала конца». В полной мере здесь ощущается роковое значение этого события для дальнейшей жизни героев.

Все действие концерта проходило словно на границе сна и реальности, погружало зрителя в полупрозрачную и в то же время яркую ткань музыкальных образов. Каждое произведение, будто видение в тумане, открывало новую картину, новый мир, тонкие образы, полные намеков и полутонов.

Главный герой концерта, несомненно, Клод Дебюсси. Мы то заглядывали в отдельные моменты его жизни, то, находясь во власти фантазии композитора, оказывались в местах, где он никогда не был и быть не мог, каких и нет на свете. Но с какой поразительной точностью он о них писал! Звучали знаменитые «Прелюдии», колоритные «Эстампы», пронизанные тонкой хрупкой лирикой романсы, фантазия для фортепиано с оркестром, причудливый «Кукольный кейк-уок», необычная пьеса для флейты с хореографией, и таинственные манящие «Сирены».

Наиболее конкретными видениями были «Прелюдии» и «Эстампы». Стремительный теплый «Ветер на равнине» и холодные застывшие «Шаги на снегу», терпкая картина «Вечера в Гренаде» и ясные светлые «Пагоды», прохладные и свежие капли воды в «Садах под дождем», мощное звучание колоколов «Затонувшего собора». Рядом с ними – фантастический «Кукольный кейк-уок» из «Детского уголка».

Удивительная пьеса для флейты с хореографией словно навеяла картину из античного мира, танец молодой нимфы на мягкой траве у реки. Одно из самых ярких произведений – фантазия для фортепиано с оркестром, звучавшая впервые в республике.

Совсем другая сфера образов, самая туманная – романсы Дебюсси. Они насквозь пронизаны тонкой психологичностью, мягкой лирикой, глубокими переживаниями. Последним видением концерта стало причудливое пение мифических существ, сирен, заманивающих моряков своими чудесными голосами на подводные скалы. Эта пьеса для оркестра и женского хора тоже, как и фантазия, исполнялась в республике впервые.

В таком обширном и плотном тумане образов нетрудно заблудиться. Нашим проводником, последовательно показывающим и попутно толкующим возникающие таинственные образы, была ведущая концерта – Ольга Мойсеевич. Именно ей мы обязаны плавными и логичными переходами из одного видения в другое. Ну и, конечно, никаких миражей не было бы без замечательных артистов: пианистов Елены Ардувановой, Татьяны Ветошкиной и Миланы Сидоровой, вокалистов Михаила Журкова и Анастасии Морараш, флейтистки Елены Лапшиной, альтистки Олеси Куратовой, юной танцовщицы Дины Стрелковой, симфонического оркестра театра под управлением Романа Денисова и сводного женского хора театра и колледжа искусств под руководством Ольги Рочевой.

Слушатели восторженно благодарили артистов и организаторов за замечательный концерт. Не хотелось покидать этот таинственный, мистический, тонкий и красочный мир музыки Дебюсси. Концерты из цикла «Музыкальные истории» – одни из самых ярких и значительных и любимых зрителями событий музыкальной жизни Сыктывкара. Ждем с нетерпением следующую историю.

Анастасия Любименко, студентка 4 курс отделения «Теория музыки» ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми"


ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 30.12.2019

Comentarios


bottom of page